Stranna ([info]stranna) wrote,
@ 2007-11-19 18:45:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Размышления о Client Side’2007 и World Usability Day
Так уж получилось, что в начале ноября почти одновременно случились 3 конференции, так или иначе касающиеся проектирования интерфейсов: Client Side, World Usability Day и User Experience.

Я была на первых двух из них, в целом, время провела не зря. Всегда интересно подсмотреть как «делают это» в других компаниях, найти для себя что-то новое, увидеть проблему с другой точки зрения, в том числе клиентской.
О третьей очень интересно написал Михаил Елфимов. Я, к сожалению, на ней не была, но забавно, что он выразил ту же мысль, что пришла и мне после Client Side.
Очень было бы полезно при формировании программы докладов делать пометки, для кого этот доклад предназначается. Из названия (и даже тезисов) не всегда понятно, на каком уровне будет вестись рассказ.

Я, в основном, интересовалась докладами по проектированию интерфейсов. И была очень удивлена тем, что чуть ли не большая часть начиналась слайдом "Что такое юзабилити". Хотелось узнать что-то новое, а не слушать азы. Хотя, конечно, студентам, например, такие доклады наверняка были очень полезны. Кстати, по моим ощущениям от уровня задаваемых вопросов, студентов там было довольно много.
С другой стороны, когда я для расширения кругозора решила сходить на доклад по Google web toolkit, там было очень много технических решений, наверняка очень полезных специалистам в этой области, но непонятных мне.


В целом, конференция была хорошо продумана и организована. Например, доклады были достаточно грамотно разделены на 3 параллельных потока так, чтобы области, рассматриваемые одновременно, пересекались по минимуму. А программа была изготовлена в виде удобной листовки с цветовым кодированием по темам и выдана каждому участнику.

Кстати, на бейджиках, пожалуй, стоило указывать профессию и компанию, в которой работает участник. Очень способствует общению :)

Довольно любопытной была идея с флипчарт сессиями, хотя на них далеко не всегда было слышно рассказчика, а, если кто-то брал микрофон, то заглушал остальных.

В целом, про доклады хотелось бы сказать, что было очень здорово, когда докладчик, рассказывая о чем-либо, давал ссылки на первоисточники, книги или статьи по теме, чтобы можно было прочитать об этом подробнее, при желании. Это очень полезно, потому что за 40 минут можно заинтересовать какой-то темой, но раскрыть ее нельзя, конечно же. В основном, мои конспекты докладов как раз и состояли из названий книг, стандартов и ссылок на сайты :)

Самыми полезными на этой конференции, лично для меня, оказались доклады про управление проектами (Анны Тихониной и Алексея Копылова). Как организовывать встречи с заказчиками, в каком формате предоставлять данные – все это было очень познавательно. Поняла, что необходимо больше внимания уделять презентациям проектов.
Удивило, что очень много внимания уделяется вопросам тестирования интерфейсов. Когда я слушаю доклады про тестирование, у меня создается ощущение, что, с помощью искусственно усложняемых методик тестирования, люди пытаются оправдать получившиеся результаты для ублажения бюрократического заказчика.

А вот от мастер-классов я как-то ожидала большего. На классе «Юзабилити аспекты проектирования пользовательских интерфейсов в среде Microsoft Expression Blend» хотелось услышать обзор возможностей системы, достоинств и недостатков, а уж как нарисовать простую/цветную/закругленную кнопочку на форме – это уже нюансы, с которыми лучше разбираться самостоятельно.
С другой стороны, мой бывший коллега, один из самых ожидаемых докладчиков, как я понимаю, предпочел отшутиться и показать несколько забавных примеров – не более. В принципе, можно понять, хотите знать больше – отправляйтесь на его семинары.

Кстати, Артем был не единственным моим бывшим коллегой, кого я там встретила. Всех была рада видеть, пообщаться, Очень здорово, что все нашли свое место, довольны своей нынешней работой.

Честно говоря, я раздумывала, стоит ли после Client Sidе идти на WUD (некоторые доклады повторялись), но пошла, и не зря.

Конференция, кстати, хоть и была бесплатной, но по уровню организации не уступала Client Sidе.
А по полезности (естественно, лично для меня), ее значительно обогнала.

Даже вводный доклад Константина Самойлова (который я уже слышала накануне) оказался на этот раз полнее. Мне вообще очень понравился его академический подход.
16 ноября был его же web cast о юзабилити интранет-порталов, от которого я тоже в восторге. Я, наконец, осознала, что и в проектировании интранетов (где, вроде, все идет по проторенным дорожкам) есть куда применить фантазию. Прониклась энтузиазмом прямо-таки.
Приятно так же, что Константин готов поделиться своими наработками, и в каждом докладе призывает писать ему письма с вопросами.

Да, был на конференции и «легенда русского юзабилити-сообщества» Влад Головач. Можно по-разному относиться к тому, что он говорит, но факт, что из первых начал пропагандировать юзабилити в России. Так что любопытно было просмотреть.

Очень познавательно было узнать о том, как теституют интерфейсы в «1С» и «подсмотреть» за работой их юзабилити-лаборатории. Хотя, ну, неужели для того, чтобы понять, что поле ввода с длинным комментарием, содержащим несколько условий, будет непонятно для пользователя, надо было 20 минут мучить бедную тетечку? :)

Александр Павлович из «Билайна» очень увлекательно и экспрессивно рассказал об особенностях проектирования интерфейсов для мобильных устройств. Молодцы они, что так серьезно взялись за эту тему.
А Иван Дегтяренко рассмотрел аспект интерфейсов для электронных киосков. Я никогда плотно с этой темой сталкивалась, так что очень рада была послушать.

Интересно также было услышать подход к юзабилити со стороны психологов, который продемонстрировал Дмитрий Павлов. Я подумала, что, стань я психологом, как планировала сначала, а не системным аналитиком, то все равно, наверное, сейчас оказалась бы той же области.

Эта конференция мне показалась больше нацеленной на профессионалов. Приятно было послушать, а позже и познакомиться с людьми, которые искренне увлечены тем, что они делают. Спасибо Алине, что вытащила меня после конференции на фуршет, было очень здорово пообщаться. Надеюсь продолжить знакомство.

Вообще, возникло желание продолжить занятия наукой, уже только применительно к системам ДО, а в целом. Получить сертификат какой-нибудь, в Нидерланды поехать на учебу, диссер закончить, в конце концов. Или просто стараться больше времени уделять изучению литературы по теме.



(Post a new comment)


[info]13pm
2007-11-19 09:20 pm UTC (link)
Анна, спасибо, приятно читать такие позитивные отзывы :)
Ну и особенно приятно, что мой доклад понравился :))

(Reply to this)


[info]copylove
2007-11-20 07:17 am UTC (link)
Уверен, что 1С должен быть помучить тетеньку. Для того, чтобы промахи в интерфейсе были очевидны для самого упертого разработчика и самого упертого руководителя. Наверняка, сейчас такие тесты уже не нужны.
За отзыв спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]stranna
2007-11-20 08:09 am UTC (link)
Да, в том я с Вами абсолютно согласна! Я тоже считаю, что пользовательские тесты нужны, в основном, именно для убеждения для заказчиков. Потому что самому разработчику иногда сложно доказать, почему то или иное решение работать не будет. А видео с тетенькой на 20 минут - впечатляет очень сильно :)
На самом деле, это вообще один из самых зрелищных докладов был. К тому же там был описан очень интересный опыт создания юзабилити-отдела и изменения отношения к нему со стороны руководства со временем (думаю, тут тесты тоже не последнюю роль сыграли).

Спасибо за конфу :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]copylove
2007-11-20 09:53 am UTC (link)
Можно перейти на "ты"? :)
Я опять про тест -- все же тест это хорошо. В тесте от 1С не было понятно по какой методике он делается. Если взять классический формализованный с "размышления вслух" (отсутствует фиксация количественных метрик), то количество времени всегда ограниченно, и если пользователь тратит больше 5ти минут на задание, то ведущий переходит к следующему. Иногда попадаются очень интересные пользователи, тогда можно выполнение задание и затянуть, чтобы получить больше полезной информации.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]stranna
2007-11-20 10:15 am UTC (link)
Да, конечно :)
Это я с утра просто тормозила слегка.

Думаю, твое предположение было абсолютно верным: то, что форма непонятна, можно было и через 5 минут осознать, а здесь было важно показать НАСКОЛЬКО непонятна. Хотя, по-моему, тетечка там так и не разобралась, насколько я помню.

Забавно еще было, что, улучшив проблемное поле ввода, разработчики в новой версии оставили под ним галочку с таким длинным и запутанным пояснением, что подопытная тетя, пожалуй, провела бы над этой галочкой все свое сэкономленное время :)

Эх, жаль, видео не выложили, а то хотела показать этот скриншот.

(Reply to this) (Parent)


[info]elfovnet
2007-11-20 08:42 am UTC (link)
Интересный отзыв. В следующем году постараюсь попасть на все альтернативные конференции.

(Reply to this)


[info]kremien
2007-11-20 02:01 pm UTC (link)
Анна,
К сожалению в Нидерланды по этой ссылке поехать не удастся. Потому что ссылка уже год как устарела. Правильная ссылка
Конкретно насчет учебы в Нидерландах, хотелось бы уточнить:
Первое: сам линк.
Второе: обучение не бесплатное, а наоборот - учащимся выплачивается около 10.000 евро стипендии/запрлаты в год.
Третье: Структура обучения. 14 месяцев теории и 10 месяцев производственной практики. Кому не повезло - проходит практику в самом университете.
Четвертое: Есть и другие подобные программы, напиример в Швеции, про которые не было ни слова.

Такие программы, расчитаны большим образом на недавних выпускников, или на начинающих специалистов. Не знаю, наколько подобная программа была бы полезна для вас, упор делается больше на исследование пользователей и на юзабилити тестирование, чем на процесс проектирования инерфейсов. В любом случае, со своим опытом и способностями вы бы стали "звездой" курса. Единственная сложность - необходимость сдачи эказмена по английскому IELTS или TOEFL. Если с языком все в порядке, то уже в сентябре-октябре следующего года можете начать обучение.

(Reply to this) (Thread)


[info]stranna
2007-11-20 02:12 pm UTC (link)
Спасибо большое за уточнение и за информацию!

На самом деле, идея насчет такой учебы для меня скорее из серии гипотетических и уже упущенных, чем реальных будущих возможностей.
Я просто иногда жалею, что не получила образования с упором именно на юзабилити, хотя и моя специальность системного аналитика вполне соответствует тому, чем я сейчас занимаюсь. Но, может, и не помешало бы после магистратуры податься в какое-то такое специализированное учебное заведение, получить сразу готовые систематизированные знания.
Сейчас-то уже жаль на 2 года работу бросать и все такое.

А Вы там учитесь? Можете подробнее рассказать о впечатлениях?



(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kremien
2007-11-20 03:34 pm UTC (link)
Я вас понимаю. Когда писал свой коммент, то примерно так и представлял ситуацию. Именно, очень сложно человеку со сложивщейся каръерой бросать все на два года и начинать снова. Скорее всего, когда вы закончили магистратуру, подобной информации просто не было в свободном доступе. Про программу здесь знали только "избранные", причем большинство было никак не связано с предметом юзабилити и процессом проектирования интерфейсов и использовало её как стартовую площадку для перемещения на Запад.

Я закончил эту программу три года назад.
Общие впечатления: очень положительный, продуктивный период.

Группы 20 человек, международные. 10 человек голландцев, 10 человек из других стран из каких, год от года меняется. Раньше было больше людей из Украины, Беларуси, России, теперь - Индия, Пакистан, Индонезия. Китай, Чили, Германия, Бельгия, Греция, США, Швеция, Турция, Израиль...
Старались выдерживать какой-то баланс между психологами, дизайнерами и технарями, но перевес - в пользу психолгов.

Процесс обучения: недельные, реже двух недельные модули по какому-то предмету, чаще юзабилити методу. Упор снова чуть больше - на юзабилити исследования и тестирования, чем на проектирование. Наверное, этому, просто легче рассказать. Модули более менее сгрупированы так, чтобы соответствовать порядку шагов User-Centered Design lifecycle, так что достигался какой-то логический переход. У меня всего было порядка 15-20 таких модулей.
В конце модуля - защита микропроекта. Причем, проект - не индивидуальный, а групповой. Все учащиеся разбиваются на мультидисциплинарные группы по 5 человек. Состав групп, периодически меняется от модуля к модулю.

В конце первого года обучения - защита группового проекта (2-3 месяца работы).

Потом - распределение на производственную практику (8-10 месяцев). Тут, как повезет. Большинство идет стажироваться в различные подразделения Philips, остальные - по другим компаниям: Vodaphone, OCE, Daimler-Crysler, Microsoft - год от года меняется, как кому повезет. "Неудачники" делают диплом в университете. Специфика проектов - тоже зависит, и от компании, и от способностей и желаний студента: от чисто программистских или исследовательских проектов, до полноценного процесса проектирования.

В конце - презентация промышленного проекта и защита диплома.





,

(Reply to this) (Parent)


[info]stranna
2007-11-20 02:13 pm UTC (link)
И по поводу английского еще: сейчас все еще так мало хорошей литературы по проектированию интерфейсов на русском, что, даже если никуда не ездить, без знания английского не прожить :)

(Reply to this)


[info]allileja
2007-11-20 05:19 pm UTC (link)
Привет, спасибо за отзыв и молодец, что согласилась остаться на фуршет)

Во френды однозначно)

Скоро будет очередной рускаевский семинар, будем звать)

(Reply to this)


[info]alexei_sharov
2008-01-17 08:42 am UTC (link)
Я был как раз на UE2007. Могу сказать, что возникли похожие ощущения. Целевая аудитория была очень широкая. Уровни докладчиков были совершенно разные. Индийская женщина-эксперт Апала Чаван говорила долго и громко об особенностях жителей Индии в сравнении с жителями Китая. Она на пару с Эриком Шаффером, устроили шоу. Своеобразные артисты, для которых юзабилити - это предлог взойти на сцену ;-)
Более практичными показались доклады от ребят из юзабилити-лаб. Все-таки, несмотря на эту нелепую ситуацию, когда надо доказать абсурдность моментов UI, они скурпулезно тестируют интерфейсы, и это дает свои результаты, в т.ч. и неучтенные моменты.
Ну и конечно Мария Стоун на своем семинаре продемонстрировала как академичная и рутинная работа позволила Google быть одними из лучших. К примеру, один из подходов, что если интерфейс нового продукта не оттестирован окончательно, то не должен появляться в свет, говорит о компетентности людей, стоящих во главе компании. Ну а кто приложил руку к этой компетентности? - все понемногу.
Вообщем-то в этой конференции незримо летала мысль о невысоком личностном уровне многих руководителей ит-разработки и их восприятие юзабилити.
Вот поэтому одни докладчики рассказывали о методичной работе и исследованиях, а другие рассуждали о юзабилити, сыпля терминами и иностранными именами ;-)

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…